13. Каждые 100 кг груза — 10%. Загруженный багажник на крыше увеличивает расход на 40%, пустой — на 5%. Прицеп — на 60%.
14. Манера езды.
15. Несвоевременная замена воздушного фильтра (рекомендуемая
периодичность — через 5 тыс. км). Применение воздушных фильтрующих
элементов с тяжелыми матерчатыми предочистителями. Рекомендуются
фильтрующие элементы легкого типа без предочистителей. Сопротивление
воздушного потока через такой фильтр минимальное.
16. Проблемы, связанные с системой питания (карбюратор, бензонасос).
17. Применение низкооктанового бензина (даже когда заправляешь АИ-95, никогда не знаешь, что зальешь).
18. Дефорсированные моторы с уменьшенной степенью сжатия.
19. Встречный ветер.
20. Движение по трассе с низким коэффициентом сцепления.
21. Автоматическая коробка передач.
Есть и другие 11 правил:
1. Все, что мешает аэродинамике, стоит денег.
Это: широкопрофильная резина, не предусмотренная заводом-изготовителем,
декоративные спойлеры, "намордники” с "ушками” на капоте и прочие
безделицы. Расход топлива увеличивают и багажники — даже боксы
обтекаемой формы, не говоря уже о традиционных металлических "фермах”,
пусть и пустых. Одним словом, все лишнее — снаружи!
2. Постоянно включенные потребители электроэнергии — тоже потерянные
деньги.
Отсюда мораль: включайте их только по мере необходимости. Кондиционер,
например, обойдется в дополнительные 0,8 литра горючего на каждые 100
км. Естественно, это правило не распространяется на те регионы, где
даже днем нужно ездить с ближним светом.
3. Прогревание мотора до рабочей температуры после холодного пуска —
опять же расход.
Трогайтесь, как только это возможно. Под нагрузкой двигатель
прогревается гораздо быстрее, чем на холостом ходу, а жильцы
расположенного рядом дома не отплатят проколотыми шинами за утренние
рев и гарь.
4. Лихие кавалерийские старты также не принесут экономии.
Трогайтесь с места, не давя до отказа на педаль акселератора,
переключайтесь на следующую передачу как можно раньше. По возможности
старайтесь ездить на высшей передаче — современные моторы, особенно
дизельные, позволяют переходить на четвертую уже при 50 км/ч.
5. Двигатель должен по возможности как можно чаще и дольше работать на
оборотах, соответствующих максимальному крутящему моменту (или в том
диапазоне, где его "полка” пологая).
Для этого совсем не нужно поднимать конструкторскую документацию и
делать запросы на завод-изготовитель, достаточно посмотреть в
сопроводительные документы автомобиля. Выглядит это так: максимальный
крутящий момент равен столько-то Н•м при таких-то об/мин. (Для ВАЗ-2106
максимальный крутящий момент — при 3000 об/мин, при этом скорость
машины — 90 км/ч.)
6. Соразмерное и предусмотрительное движение экономит топливо.
Просчитывайте дорожную ситуацию, избегайте лишних ускорений и движения
"в полный газ”, перед красным заблаговременно убирайте ногу с педали
газа и двигайтесь накатом (если дорога не скользкая), вместо того чтобы
интенсивно тормозить перед стоящей впереди машиной.
7. Правильное давление в шинах экономит топливо.
Регулярно проверяйте давление. Его недостаток увеличивает сопротивление
качению (читай — расход бензина), отрицательно сказывается на
управляемости и устойчивости автомобиля, вредит самой покрышке.
8. Работа двигателя на стоящей машине — лишний расход.
Глушите мотор в пробках и на регулируемых перекрестках, если перед
светофором собрался приличный "хвост” и стоять придется долго.
9. Отсутствие "экономичного” режима на "автомате” — тоже минус.
Установите селектор в положение, соответствующее программе "Зима”.
Автоматика будет раньше включать высшие передачи. Разумеется, если
имеется специальная "экономичная” программа, то должна быть
задействована именно она.
10. Современные высококачественные энергосберегающие масла для
двигателя и коробок передач (как правило, синтетика или полусинтетика)
топливо экономят.
11. Шины с низким сопротивлением качению — не дань моде, а экономия топлива.